KINDERS.RU -  интернет-форум для родителей и будущих мам


Вернуться   KINDERS.RU - интернет-форум для родителей и будущих мам > Публикации > Малыш, расти и умней

Ответ
 
Опции темы
Старый 27.01.2009, 16:27   #1
Модератор
 
Регистрация: 07.03.2008
Сообщений: 422
Репутация: 10 [+/-]

По умолчанию Кризис трех лет: особенности поведения ребенка

Кризис 3 лет – это граница между ранним и дошкольным возрастом, это разрушение, пересмотр старой системы отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда - со сверстниками).
Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет:
1) негативизм - стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
2) упрямство - ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лёт;
4) своеволие - проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
5) протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания - проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.
Рассмотрим их подробнее. Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще, негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.
На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется - возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе. Приведем пример из практики. Девочка, переживающая кризис 3 лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые «обсуждают детей», но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так же хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и оставшись одна, она горько плакала. Еще два примера. Мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, с другой - еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок. Из примера видно, как меняется мотивация поведения ребенка. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект - непосредственное эмоционально напряженное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм - кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.
Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой, и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.
В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. «Да ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях. Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте.
В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, - обесценивание. Обесценивается в глазах ребенка то, что раньше было привычно, интересно и дорого, например, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма, личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам».
При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют, и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны их обозначить.
У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Советы родителям трехлетнего ребенка:
1. Помогите ребенку сформировать собственное суждение о себе и своих действиях: «Ты умница, какой красивый домик построил!», помогите ему почувствовать уверенность в своих силах и покажите, что вы тоже радуетесь его успехам.
2. Бунт и капризы в период кризиса следует направлять в другое русло – игру-соревнование, игру-сказку. Через игру дети избавляются от глупого упрямства.
3. Поощряйте самостоятельность ребенка. Пусть он станет вашим помощником: пусть уберет, постирает, помоет посуду рядом с вами или поможет папе починить машину, кран и т.д.
4. Прислушивайтесь к ребенку, учитывайте его мнение, советуйтесь с ним.

Е.Н. Каменская, психолог.
Лучик вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.07.2010, 20:15   #2
Новичок
 
Регистрация: 15.07.2010
Сообщений: 1
Репутация: 0 [+/-]

По умолчанию

Извините конечно...но смешно чуток звучит)"Кризис 3-х летнего возраста")))))хы))Как будто климакс уже)))хе








_________________
Сделал элитную порошковую окраску металла,тепрь он как новый
Быстров вне форума   Ответить с цитированием
Старый 27.09.2011, 21:38   #3
Пользователь
 
Регистрация: 19.08.2008
Сообщений: 60
Репутация: 10 [+/-]

По умолчанию

Вот зря вы так.. действительно кризис. У нас, видимо, он как раз и окончился недавно, да еще и запустили мы его... В общем, если вкратце - в какой-то момент у нас начались не просто скандалы, а просто-таки истерики, ребенок пытался криком выбить все, что ему хотелось, даже в тех случаях, когда можно было просто попросить. Сходили с ним к невропатологу по направлению психолога из садика, там нам посоветовали пить успокоительное - детский тенотен - он стабилизирует эмоции и тревожность, и помогает сосредоточиться на конкретной теме или деле. Где-то месяца за три мы перебороли эту истеричность в ребенке - там еще же нужно было научить его и общаться по-новому, а не только отобрать старое.
Лемма вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.11.2011, 19:04   #4
Новичок
 
Аватар для Люся
 
Регистрация: 24.09.2011
Сообщений: 13
Репутация: 0 [+/-]

По умолчанию

а я отдала свою 3-летнюю дочурку на танцы!!!! Она довольна и я счастлива.
Люся вне форума   Ответить с цитированием
Старый 01.03.2012, 22:31   #5
Новичок
 
Аватар для Vikusik
 
Регистрация: 24.01.2012
Сообщений: 21
Репутация: 0 [+/-]

По умолчанию

Мы пока дома занимаемся. Доча и танцует и поет в свои 3))
Vikusik вне форума   Ответить с цитированием
Старый 18.03.2012, 08:51   #6
Пользователь
 
Аватар для Мамамила
 
Регистрация: 18.03.2012
Сообщений: 41
Репутация: 0 [+/-]

По умолчанию

У меня дочка капризничала, пока росла, муж все спрашивал, а что это с ней, я ему : да, это кризис рождения, года, двух, потом трех... Он как-то говорит, что-то у нее все время кризис.
Мамамила вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.02.2013, 20:02   #7
Новичок
 
Регистрация: 23.02.2013
Сообщений: 1
Репутация: 0 [+/-]

По умолчанию

Иногда кризисы взросления ребенка, приобретают совершенно неожиданные проявления, с которыми смогут справиться, только квалифицированные специалисты. У нас было именно так и мне пришлось воспользоваться услугами детского психолога из центра "Лекон", который действительно помог нам справиться с проблемами.
Vigresh вне форума   Ответить с цитированием
Старый 25.03.2013, 01:22   #8
Новичок
 
Аватар для Angelinka
 
Регистрация: 25.03.2013
Сообщений: 6
Репутация: 0 [+/-]

По умолчанию

развивать ребенка нужно с малого
Angelinka вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.08.2014, 19:34   #9
Местный
 
Аватар для Лен"@
 
Регистрация: 02.08.2014
Сообщений: 106
Репутация: 0 [+/-]

По умолчанию

Нам 2.5 и что-то уже недели две я начинаю эти симптомы замечать(((
Лен"@ вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.08.2014, 16:47   #10
Местный
 
Аватар для Kristinochka
 
Регистрация: 01.08.2014
Адрес: Москва
Сообщений: 100
Репутация: 0 [+/-]

По умолчанию

У нас в три годика были постоянные слезы, если я отказывалась что-то покупать ему в магазине. Надеюсь со вторым такого не будет. Займем другую позицию.
Kristinochka вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 08:12. Часовой пояс GMT +4.


Kinders.Ru - журнал-форум для женщин: беременность и роды, здоровье и воспитание ребенка
© ООО "Экспо-Медиа", 2007-2013